Художественная школа для взрослых и детей.

Обучение рисованию и живописи в Санкт-Петербурге

Владимирский пр. д.15, оф.13, 3 этаж, вход с Владимирского пр.

Первобытная живопись

Искусство в его самых разных формах сопровождало человека всю его жизнь. Чтобы разобраться с истоками такого культурного феномена, как живопись, логично обратиться к истокам формирования самого человека.

Век палеолита — это период биологического, физического и духовного формирования человека. В этот период первобытные люди открывают для себя труд и вместе с ним простейшие орудия труда, как ручное рубило или кремниевый резец. Начиная с середины эпохи палеолита появляются первобытные памятники изобразительной деятельности, в том числе наскальная живопись.

Конец среднего палеолита, который в истории записан, как эпоха Мустье, оставил нам несколько плит из камня, украшенные цветными полосами и пятнами, с выдолбленными углублениями-чашечками. Такие предметы говорят об изменении мышления первобытного человека, о глубокой умственной работе. Отныне изменение формы и окраски несёт не только утилитарную, но и изобразительную, а иногда, некую духовную функцию. Сейчас популярна теория, что в живописи древние люди видели магический ритуал, который принесёт им удачу в охоте и защит от опасностей сурового мира.

Начало позднего палеолита, которое названо эпохой Ориньяк (40—35 тыс. до н.э.) ознаменовано появлением протоживописи. Первобытные предки расписывают стены и потолки пещер, появляется гравированный рисунок на камне, кости, роге. Рисунок исполняется кремневым резцом или пальцем, а роспись — « первобытными кистями ». В данном случае использовались минеральные или растительные красители, смешанные с жиром, кровью или водой. Чаще всего использовались охра, древесный уголь и оксиды металлов. В центре композиции, что естественно, стоит человек охотник или рыболов. Сюжеты орнамента преимущественно посвящены животным. Растения наших предков не так интересовали, как мир животных, с которым им постоянно приходилось сталкиваться в смертельной схватке, и которые приносил им пропитание и тепло от шкур. Рисунки на этом этапе ещё очень примитивны, пропорций нет, но впервые наши предки решили передать увиденную окружающую среду. Под конец эпохи живопись становится более детальной и мы начинаем угадывать породу, части тела животных. Так же мы видим, что в былые времена охотники, для проведения религиозных обрядов и танцев, надевали звериные маски.

В эпоху Солютре (35—25 тыс до н.э.) фигура животного становится пропорциональной, чётко вырисованной, объёмной. Данная эпоха стала «претворяющей» к « золотому периоду » первобытной живописи: эпохе Мадлен (25—12 тыс до н.э.).

В эпоху Мадлен животное изображались впервые не статично, а в движении. Мы видим, как олень пасётся, медведь лежит, быки бегут, львы охотятся или дерутся. Теперь охотники борются с по-настоящему живым, объёмным, сильным и быстрым противником. Роспись изображений становится многоцветной, используется разная интенсивность положения и глубины цвета. Пропорции соблюдаются, более того, происходят попытки изобразить животное в натуральную величину. Чуть позже первобытные художники группирую фигуры стадных животных и перед нами предстаёт законченная анималистическая композиция.

Шедевры наскальной живописи в основном находятся в гротах и пещерах Европы (Франция и Испания). Они являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО и находятся под её защитой. Хотите разбираться в живописи? Приходите к нам на курсы масляной живописи в СПб, наши профессиональные преподаватели раскроют в вас все художественные таланты.

Вернуться в раздел "Статьи об искусстве"