Графика – древнейший вид изобразительного искусства, впервые возникший в каменном веке около 40 тысяч лет до н. э. Тогда это были наскальные рисунки и изображения животных, выцарапанные на стенах пещер, кости или камнях. До наших дней сохранилось немало таких петроглифов и писаниц, самые известные из которых находятся в Альтамире (Испания) и пещере Фон-де-Гом во Франции. Раньше эти рисунки служили средством общения и передачи информации, когда еще не было письменности. Именно в то время как никогда прослеживалась главная цель графики – отражать окружающий мир, фиксируя события, природные явления, происшествия, при этом используя собственные средства, художественные приемы и техники.
Эволюция графики
С развитием письменности практическая польза графики отошла на второй план, оставив ей декоративный характер. Теперь она использовалась в рукописях и пергаментах для украшения и пояснения текста. Выдавленные наскальные линии эволюционировали в легкую штриховку, нарисованные линии и черты, даже сам термин «графика» поначалу относился к каллиграфии, имея греческое происхождение (от ????? – пишу). Все последующие эпохи считали рисунок основой графики, а по мнению Микеланджело, и вовсе высшей точкой изобразительного искусства. Однако в ту пору рисунок не имел самостоятельного значения, приобретя таковое лишь в XVII-XVIII веках. Позднее с развитием промышленной полиграфии графика определялась как искусство, основанное на контрасте, четких линиях и рисунке, где кроме контурной линии используются также точки, штрихи и пятно.
Особенности графики
В графике огромное значение имеют цвет (а точнее его отсутствие), фон (или пространство) и рабочая поверхность, в качестве которой в подавляющем большинстве случаев выступает белая либо тонированная бумага, фактура коей тоже играет немалую роль. Так, для работы с пастелью подходит только шероховатая бумага, а вот для рисования углем, наоборот, гладкая. В древности использовали папирусы и рисовую бумагу. Что касается цвета, то он в графике играет второстепенную роль, используя в основном черный или другой контрастный цвет по отношению к фону. Реже художником применяется сочетание двух и более цветов, что чаще можно наблюдать в гравюрах. В еще более редких случаях в работах мастеров графики можно встретить нюансное сочетание цветов. Гораздо большее внимание они уделяют пространству и фону – «воздуху белого листа», как называет их В. А. Фаворский.
Виды графики
Различают монументальную, станковую и декоративную графику. Первая неотделима от архитектурного сооружения и воспринимается комплексно. К декоративной относятся всевозможные иллюстрации, обложки, открытки и виньетки. Станковая графика включает в себя гравюру, эстамп. Также отдельно выделяют журнальную и газетную графику, плакат как прикладное графическое искусство, компьютерную и промышленную графику, сталеграфику. В зависимости от возможности тиражирования графика бывает уникальной и печатной.
Гравюра и рисунок
Гравюры как произведения графики могут быть плоскими, выпуклыми и углубленными, они выполняются на разных материальных носителях (металле, дереве, картоне, воске, линолеуме) и разными инструментами (резцом, иглой, азотной кислотой). Рисунок в графике выполняется при помощи карандаша, угля, пера и туши либо чернил, сангины (палочек на основе белой глины и оксида железа), пастели, соуса – черных палочек на основе прессованной сажи. На гране между графикой и живописью стоят техники использования гуаши и акварели на бумаге. Все вышеуказанные техники имеют свои нюансы: какие-то требуют от мастера большей аккуратности и сосредоточенности, а какие-то предоставляют больше свободы для творчества.