Истоки архитектурной живописи уходят своими корнями в глубину веков. Изображения архитектурных сооружений и орнаментов встречаются уже в культурах Древнего Египта и Двуречья, а к эпохе Античности уже складываются определенные приемы и стили этого направления.
Первые образцы архитектурной живописи
Каковы же первые произведения архитектурной живописи? Это шедевры глиптики (резьбы по драгоценным камням) и нумизматики, роспись по керамике, а также изображения в архитектурных сооружениях (храмах, усыпальницах и т.д.).
Самые первые образцы архитектурной живописи имели сакральное значение. Изображения погребальных урн, алтарей, храмов предусматривали связь с предками, соотносились с миром богов. Однако некоторые графические изображения служили своеобразным планом для постройки зданий. Очень часто архитектура изображалась даже на художественных произведениях геометрическими символами.
Интересно, что у разных народов сложились различные подходы к изображению архитектуры. Например, в Египте встречаются образцы живописи, на которых здания изображены схематично, как на карте или плане. А в произведениях Греции предметы архитектуры приобретают объемность.
Саркофаг Сепи (фрагмент). Среднее царство. Дерево, краска. Дата создания: около 1920 года до н.э
От Средневековья к современности
Опыт древних мастеров живописи переняли и художники раннего Средневековья, мотивы античности встречаются во многих произведениях этой эпохи. Позднее изображения архитектуры приобретают более реалистичные черты, объемность на картинах сочетается с графичностью. Следует отметить, что архитектурные детали в Средневековье преимущественно использовались для структурирования картины или просто в качестве украшения. Только в ХIV веке архитектура становится самостоятельным мотивом в живописи. С тех пор художники начинают работать над максимальной реалистичностью картин.
Джотто ди Бондоне. Возвращение Христа в Иерусалим. 1266-1337. Фреска. Италия. Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Весьма любопытными являются образцы архитектурной живописи конца XIX-начала XX века. Художники этого времени перевернули представление об этом жанре, как и обо всей живописи в целом.
А.М. Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту.17 век. 1916. Акварель, уголь, карандаш
Начиная с модерна, мастера все дальше уходят от геометричности и реалистичности изображений зданий в сторону чувственного восприятия. В произведениях авангардистов объекты архитектуры чаще узнаются на интуитивном уровне, нежели зрительно.
Аристарх Лентулов. Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915. Холст, масло, бронзовая краска, серебряная краска, наклейки из фольги.
А мастера современного искусства (contemporary art) и вовсе сместили акцент в сторону условностей.
Фриденсрайх Хундертвассер
Художественная школа для взрослых «Пальмира-Арт» предлагает вам не только изучить основы архитектурной живописи, но и более подробно познакомиться с историей этого направления.